Как и хадж, умра представляет собой совокупность определённых религиозных обрядов, совершаемых верующими в мусульманских святынях Мекки. Но, в отличие от хаджа, умра содержит в себе меньшее количество ритуальных действий, а также её выполнение дозволяется в любое время, в то время как хадж совершается на протяжении трёх месяцев лунного календаря – Шавваля, Зуль-Кайды и Зуль-Хиджы.
Основным же отличием хаджа от умры служит степень её обязательности. Если необходимость совершения хаджа каждым мусульманином хотя бы раз в жизни не вызывает никаких разногласий в мусульманском богословском сообществе, то касаемо умры мнения учёных разделились.
Одни богословы, среди которых ханафиты и маликиты, относят совершение умры к категории желательных действий. Как правило, сторонники этой точки зрения ссылаются на ряд достоверных хадисов. В одном из них сказано: «Хадж обязателен, а умра – добровольное действие» (Ибн Маджа). Если рассматривать умру с такой позиции, то она не является обязанностью мусульман, а значит, за её оставление человеку грех не записывается.
Другие мусульманские учёные, среди которых последователи имама Шафии и имама Ахмада ибн Ханбаля, относят умру к категории фарда (т.е. обязательных действий), и за её оставление человеку записывается грех. В качестве аргумента в пользу данной позиции обычно приводят аят Священного Корана, в котором говорится:
«ЗАВЕРШАЙТЕ ХАДЖ И МАЛОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО ВО ИМЯ АЛЛАХА…»
Коран (2:196)
Если исходить из данной точки зрения, то, как и в случае с хаджем, совершение умры является обязательным, но не для всех.
Условия для совершения «УМРА» (малого хаджа)
- Исповедовать ислам: как и хадж, умра вменяется в обязанность (либо желательное действие – в зависимости от мазхаба) только мусульманам.
- Совершеннолетие: умра обязательна только для совершеннолетних (с исламской точки зрения), а для детей – нет.
- Умственная дееспособность: совершают малое паломничество только те, кто находится в здравом рассудке.
- Обладание личной свободой: рабу не обязательно совершать умру.
- Наличие ресурсов для совершения поездки: подразумевается, в первую очередь, материальная возможность для малого паломничества – способность покрыть затраты на проезд (перелёт), проживание в Мекке и т.д.
Кроме того, верующему необходимо обладать свободным временем для поездки к святым местам, а также возможностью оставить на этот период свои мирские дела и семью, полностью предавшись поклонению Всевышнему.
Ритуальные действия умры
Как уже было сказано, умра включает в себя меньше ритуальных обрядов, чем хадж, но, как и в случае с последним, здесь имеются разногласия относительно обязательности тех или иных действий.
1) Ихрам – это то состояние, в которое входит верующий. Для этого он делает полное омовение (гусль), надевает на себя специальное одеяние (для мужчин оно представляет собой два куска белой непросвечивающей ткани и тапочки на босую ногу, а для женщин – обычную соответствующую Шариату одежду). Затем проговаривается про себя либо вслух намерение (ният) для совершения умры, читается намаз в два ракаата и произносится «Лябяйкя» (тальбия):
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»
Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»
2) Совершение обхода вокруг Каабы;
3) Ритуал перемещения между холмами Сафа и Марва;
4) Бритьё головы налысо либо стрижка волос.
Многие мусульманские учёные едины во мнении, что обход вокруг Каабы следует считать столпом умры и это действие является категорически обязательным. Относительно остальных трёх действий следует отметить, что одни учёные причисляют их к столпам малого паломничества, иные же – к категории необходимых (ваджиб), а значит, их оставление умру не нарушает.